Меры массы драгоценных камней

Карат — единица массы, с древнейших времен используется в торговле драгоценными камнями и в ювелирном деле. Предполагают, что слово «карат» от «куара» — местного названия африканского кораллового дерева, семена которого использовались как гирьки для взвешивания золотого песка, но более вероятно, что оно связано с греческим названием (кератион) семян широко распространенного в Средиземноморье рожкового дерева, которые практически одинаковы по весу и в древности служили гирьками при взвешивании драгоценных камней. Масса одной такой «гирьки» была в среднем около 200 мг, она-то и считалась равной карату. В разных центрах ювелирного дела долго использовались свои меры массы. Так, лондонский карат равнялся 205,3 мг, а флорентийский 197,2 мг. Отсюда, вероятно, и расхождения в массе исторических алмазов, встречающиеся в литературе. В 1907 году Международном комитетом мер и весов на конференции в Париже был введен метрический карат (1 кар), равный точно 200 мг, или 0,2 г. Доли карата выражаются в виде простых или десятичных дробей (с точностью до второго знака после запятой). При взвешивании самых мелких алмазов используется также единица массы 0,01 кар, называемая «пункт» (пойнт). Не следует путать карат как единицу массы камней и карат как меру чистоты (пробности) золота, используемую в ювелирном деле. Во втором случае карат служит не единицей массы, а характеризует качество золотого сплава. Чем больше число каратов, тем выше содержание чистого золота в ювелирном изделии, а масса его может быть при этом какой угодно. Грамм — единица массы, используемая в торговле ювелирными камнями для менее дорогих и крупных камней (напр, жемчуга), для драгоценных необработанных камней. Стоимость карата прогрессивно возрастает с увеличением размера камней. Если, скажем, бриллиант-каратник (массой 1 кар) стоит определенную цену, то двух-каратник (при том же качестве) оценивается не вдвое дороже, а значительно выше. Во всех случаях цена камня больше всего зависит от его качества — чистоты, прозрачности, густоты цвета, красоты тона, скрытых и явных пороков, качества и стиля огранки. Поэтому сводить все к «арифметике» в ювелирном деле нельзя.