Гарнитуры драгоценных украшений

С тех пор как люди стали носить украшения, они осознали, насколько важна гармония между драгоценными изделиями. Набор, состоящий из нескольких предметов роскоши, выполненных в одном стиле, никогда не терял своей популярности. На сегодняшний день разнообразие гарнитуров предполагает множество различных комбинаций, но в них практически всегда входят серьги. Зачастую, это серьги плюс кольцо или серьги плюс колье, и более полные наборы – серьги, колье или кулон, браслет или серьги, кольцо, колье или кулон. Реже гарнитуры дополняют броши и булавки.

Такие наборы избавляют от проблем подбора оптимального сочетания украшений. В гарнитуре все составляющие пребывают в идеальной гармонии. Если у вас есть камень-талисман или талисман в виде фигурки животного, птицы, знака зодиака, то, приобретя гарнитур с его изображением, вы всегда будете в контакте с символом своей удачи. Однако, если вы еще не выбрали себе талисман, то советуем вам с вниманием отнестись к значению камней и металлов. Известно, например, что серебро показано гипертоникам – оно понижает давление. А золото, напротив, наделяет энергией и усиливает кровообращение. Камни тоже способны корректировать психическое и физическое состояние человека, но они, прежде всего, должны приносить своему хозяину эстетическое удовольствие.

Особенно интересно выбирать произведения ювелирного искусства тем, кто знаком с историей их происхождения. О ювелирном мастерстве, ювелирных школах и шедеврах написано множество исследовательских, исторических и художественных произведений. Кольца и браслеты астрологи наделяют мифической силой, а украшения, созданные знаменитыми русскими и европейскими мастерами в прошлых веках, считаются бесценным достоянием национального искусства.

Как же определяется ценность отдельного ювелирного украшения, и почему столь популярны во все времена гарнитуры – комплекты украшений, выполненные в одном стиле и представляющие собой единую композиционную линию?

Безусловно, для того чтобы определить истинную ценность ювелирного произведения, надо быть немного знакомым с особенностями ювелирного дела и существующими критериями оценки – как с точки зрения воплощения авторской идеи, использованных в работе драгоценных материалов, так и с точки зрения применяемых методов их обработки. Как в художественной галерее среди множества прекрасных картин особенно выделяют несколько работ, к которым приковано основное внимание посетителей, хотя каждое произведение заслуживает высочайшей оценки, так и в ювелирном искусстве существуют свои приоритеты, знаменитые коллекции, отдельные украшения, особую ценность которым придает имя мастера. Если мы сегодня посмотрим на прекрасные ювелирные гарнитуры в современном исполнении, то они многим из нас покажутся интереснее, богаче и оригинальные, чем кольца и браслеты, изготовленные ювелирами прошлого века. Существующие технологии, специальные инструменты и оборудование позволяют мастерам использовать в работах различные металлы и сплавы, сочетания отделочных материалов и камней, в результате чего появляются уникальные по дизайну произведения ювелирного искусства и, кто знает, может, через пару веков каждое из них будет рассматриваться как произведение искусства 21 века.

Ювелир должен не только уметь работать с драгоценными металлами и камнями, но и «чувствовать» материал или, как говорят мастера, уметь «оживить». При этом металл и камень могут создавать феерическое сияние, искриться и сверкать, либо обладать холодным матовым блеском, создавая ощущение холодности и сдержанности. Если перечитать сегодня классические произведения русских и зарубежных авторов, то легко обнаружить, как много внимания уделялось описанию ювелирных украшений. У Дюма, например, в « Трех мушкетерах» подробно рассказано, что собой представляли подвески королевы, какие ювелирные гарнитуры были в моде во Франции в те времена, и как стремились завладеть изделиями знаменитых мастеров титулованные особы и придворная знать. Тургенев, Толстой, Куприн, Чехов, создавая образ героя, всегда отмечали ювелирные украшения как его важнейшую составляющую. «Благородный камень, изысканный браслет, изящный перстень, сверкающее утонченной огранкой колье.…» Если в прошлых веках золото и драгоценные камни в своем первоначальном виде рассматривались как источник обогащения, то произведения ювелирного ремесла – отдельные ценности, особый вид искусства, которому обучались более 20 лет, и овладеть всеми тонкостями сложнейших технологий было дано очень немногим мастерам.

В России центрами ювелирного искусства становятся Москва и Санкт-Петербург, где и сложились свои национальные традиции и школы. Придворные дворцовые ювелиры Петербурга ориентируются на западноевропейскую школу искусства – это прослеживается как в стиле оформления женских украшений, так и в технике отделки и использовании определенных декоративных элементов в бытовых изделиях (школа Фаберже). А ведь первые произведения знаменитой мастерской были массивными и неуклюжими – броши и браслеты с камнями и эмалью не отличались ни красотой, ни полетом фантазии, ни тонкостью обработки. Лишь спустя много лет мастера, которых объединил Густав Фаберже, начинают создавать уникальные по сложности обработки декоративные украшения, используя разнообразные оттенки золота, драгоценные и полудрагоценные камни, цветную эмаль. Эстетика форм и богатство сочетаний цветов – отличительные черты ювелирной школы Фаберже. До сих пор русский мастер считается непревзойденным по количеству драгоценных металлов и камней, используемых при изготовлении одного украшения. При изготовлении ювелирных гарнитуров – браслетов и колье, сережек и колец особенно широко применялась отделка эмалью – фирма разработала более 100 ее оттенков. Имя Фаберже и сегодня обладает магической силой – даже самые простые произведения, отмеченные авторским клеймом, стоят намного дороже изысканных современных ювелирных украшений.

Если погрузиться в историю развития ювелирного искусства, то можно обнаружить тысячи школ и направлений, развивающихся параллельно и давших миру бесценные произведения, которыми мы сегодня находятся в музеях и частных коллекциях. Индийские золотые браслеты со змейками, тяжелые английские перстни с алмазами и сапфирами, скифские броши, русские серьги с подвесками, французские колье, украшенные множеством бриллиантов безупречной огранки, знаменитые ажурные цепочки итальянских мастеров – все эти коллекции являются предметом национальной гордости и достояния каждой страны. Некоторые ювелирные украшения и гарнитуры овеяны легендами, они исчезли после войн и эпохальных событий бесследно, но их продолжают искать и… находить в разных уголках земного шара. Немало кровавых драм разворачивалось вокруг фамильных драгоценностей, и в наши дни их не стало меньше.

К сожалению, коллекции русских мастеров особенно сильно пострадали во время революции и Гражданской войны, дворцы и музеи разграблены, и хотя часто в исторических произведениях упоминается о том, что знаменитые произведения ювелирного искусства были вывезены белыми эмигрантами, это не так. Русское дворянство оказалось за границей, практически без средств к существованию – большинство бесценных украшений было похищено большевиками, которые даже приблизительно не могли себе представить их стоимость и значение для национальной культуры.

На Западе ювелиры всегда пользовались особой благосклонностью высшей знати – их труд щедро оплачивался, а фамильные украшения бережно хранились в шкатулках придворных – кольца, серьги и гарнитуры одевались светскими дамами по особо торжественным случаям. Одним из законодателей мод в ювелирном дел стал Луи Франсуа Картье, имя которого знакомо сегодня каждому, даже тем, кто не является поклонником ювелирного искусства. Привычные классические художественные образы, воплощаемые в украшениях, были отметены смелым ювелиром – на смену классике приходит футуризм. Абстракция в картинах, ювелирных украшениях – это черты художественного искусства, характерные для начала 20 века. Новатор Картье создает свое знаменитое произведение – кольцо Тринити, выполненное в виде переплетение трех колец – из белого, красного и желтого золота. Позднее появились гарнитуры Картье — кулоны на цепочках и серьги, браслеты и колье, кольца и серьги. Каждый комплект отличался изысканностью и благородством. На смену роскоши и помпезности светского праздного общества приходит сдержанный стиль, соответствующий деловому человеку. Это не значит, что французские мастера использовали простые технологии обработки или менее ценные материалы в работах. Ювелиры создают колье и диадемы, украшенные бриллиантами с огранкой высочайшей техники, броши, цепочки, утонченные и изящные гарнитуры, но все коллекции отличаются по художественному стилю от ювелирных украшений прошлого века и свидетельствуют о том, что все в этом мире подвластно моде.

Украшения от Тиффани – это престижно. Смелый американский мастер использовал самые дорогие камни при создании своих украшений – кто не знает про «Желтый Алмаз» Тиффани в 128,54 карат? Звезды Голливуда и самые богатые семьи США предпочитают украшения и гарнитуры, изготовленные этим мастером, который и не мечтал в юности стать ювелиром, однако талант, фантазия, трудолюбие и смелые замыслы принесли молодому человеку всемирную известность и огромную популярность.

Произведением ювелирного искусства можно считать не только сложное по обработке изделие – ажурный узор, количество вставок, накладок, камней, но и отдельный драгоценный камень. Искусство огранки – древнейший вид ювелирного ремесла. Мастер должен максимально сохранить величину камня, добившись при этом эффекта блеска и сияния за счет преломления и фокусирования лучей в гранях. Если отклониться немного от оптимального угла преломления – лучи будут рассеиваться, и любой драгоценный камень теряет свою привлекательность – становится тусклым и блеклым.

Не менее сложной и требующей применения различных способов обработки является работа ювелира с металлами – золотом, платиной, серебром, родием, палладием и их сплавами. Нельзя не обратить внимание на то, как красиво смотрятся сегодня ювелирные гарнитуры из серебра, белого золота, сложных сплавов, украшенные полудрагоценными камнями. Совсем не обязательно в наши дни приобретать особо дорогостоящие изделия, чтобы выглядеть эффектно, элегантно, неповторимо. Методы обработки и художественные замыслы мастеров уникальны – если внимательно посмотреть каталог наших изделий и ювелирных гарнитуров, вы увидите, что каждый образец в коллекциях заслуживает внимания, отличается высокой эстетикой форм, оригинальным дизайном.

Как же определить качество ювелирных изделий сегодня? Что нужно знать при их выборе? Покупать и носить надо те ювелирные украшения и гарнитуры, которые вам по душе. Не всегда следует придерживаться стереотипов – все украшения, представленные сегодня в фирменных ювелирных салонах и магазинах – это достойные элегантные произведения ювелирного искусства. Конечно, существуют такие понятия, как чувство меры, собственный стиль – но, в большей степени, они относятся к условным категориям. Смелые и независимые личности выбирают то, что им нравится, и заставляют общество следовать их вкусам и предпочтениям. С технической стороны о качестве изделий можно судить по надежности замков, застежек, элементов крепления. Все должно быть сделано функционально и прочно – обладатель ювелирного украшения не может испытывать каких-либо неудобств или затруднений при обращении с предметами. Для этого существуют гарантии фирменного центра, компании производителя, магазинов, представляющих эти компании. Красота, оригинальность, надежность – вот основные критерии выбора ювелирных украшений современным покупателем. Гарнитуры, которые предлагает наш магазин, являются уникальными по художественному замыслу и безупречными по качеству исполнения. Посмотрите внимательно на фотографии и оцените уровень мастерства и неповторимый стиль дизайна.