Броши: история и современность

Первые броши в древнем мире

Предшественницей броши можно назвать каменную, деревянную или костяную иглу, которая уже в первобытные времена использовалась для скрепления шкур в виде одежды. Даже на этих первых иглах можно встретить простенькие узоры, которые можно интерпретировать как попытки превратить чисто функциональную заколку для одежды в элемент ее украшения. Броши как таковые известны с эпохи бронзового века. Вслед за необходимостью закалывать части одежды возникла и потребность сделать эти иглы-застежки не только функциональными, но и красивыми. Самые первые броши представляли собой все те же обычные иглы с утолщением на конце. Чаще всего это был шарик, сначала обычный гладкий, но чем дальше, тем более разукрашенный резьбой или драгоценными камнями. Сегодня подобные иглы с цветным шариком используются в качестве швейных булавок.

Затем появилась брошь-фибула, состоявшая из иглы и кольца, удерживавшего ее. Они были распространены по всей Европе и использовались не только в практических целях. Фибулы были неотъемлемым элементом как мужской, так и женской одежды у древних кельтов, германцев, итальянцев, греков, римлян и других народов, населявших в те дни как материк, так и острова. Первоначально это были простые металлические броши, но постепенно их начали украшать различными символами и узорами. Рисунки считались защитными знаками и имели строго определенный смысл. Постепенно богатые люди начали предпочитать броши из дорогих материалов, чтобы они могли указывать на их состоятельность.

В Древней Греции и Риме броши-фибулы покрывались сложным орнаментом, имеющим не только эстетическое значение – они могли многое сказать об общественном положении своего владельца. Такие броши изготавливались из благородных металлов, украшались драгоценными камнями и цветным стеклом, которое в те времена ценилось не меньше чем рубины или изумруды. Чем богаче была украшена брошь-фибула и сложнее на ней рисунок, тем более знатный человек мог ее носить. К сожалению, сегодня фибулы практически не встречаются, хотя выглядят весьма интересно и могли бы по праву занять достойное место в ряду других украшений. В это же время появляются и цельные броши, напоминающие сегодняшние булавки, только, разумеется, фигурные.

Они состояли из двух отдельных частей и имели ограничитель, позволявший закрепить конец иглы и обезопасить владельца от случайных травм. У таких брошей были более тонкие иглы, чем у фибул, поэтому они не портили одежду. Декоративную часть делали в виде завитков или простеньких металлических фигурок.

Очень популярны были броши у северных народов Европы, использовавших заколки для скрепления меховых и кожаных одежд. Впрочем, женщины использовали броши-фибулы и как элемент летнего наряда, в частности, очень популярны были сарафаны, где фибула закреплялась на каждом плече, скрепляя отдельные части одежды. У викингов были распространены не только замысловатые металлические броши, но и костяные, а также изготовленные из панциря черепахи и украшенные янтарем. Ценность фибулы была весьма высока, так, у кельтов на деньги от продажи одной такой броши можно было устроить торжественные похороны с поминками.

Броши в Средневековье

В раннехристианский период большое влияние на развитие броши оказала византийская культура, где весьма ценились яркие цвета и обилие роскошных украшений. Броши превратились в довольно крупные украшения, усыпанные драгоценными камнями или покрытые разноцветной эмалью. Главным достоинством в Византии считалась интенсивность цвета и броскость – брошь должна была быть заметна издалека и не теряться даже на самой богато украшенной одежде. В это время их использовали как застежки для плащей, а также в одежде католических священников. Орнамент на каждой броши был наполнен глубоким смыслом и зачастую являлся зашифрованным посланием, понятным лишь посвященным. На первый взгляд бессмысленные узоры обязательно имели какое-то значение, и брошь становилась отличительным знаком для различных сословий. Разумеется, она по-прежнему оставалась показателем общественного положения человека. Недаром она так активно использовалась в одежде священнослужителей, которые обладали в те дни огромным авторитетом и служили примером во всем.

В позднем Средневековье броши начинают активно применяться в светских нарядах, порой превращаясь в настоящие произведения искусства. Они уже стали не просто удобным аксессуаром и символом положения в обществе, но и полноценным украшением, часто выполняющим только декоративную функцию. Мужчины закалывали брошами плащи, украшали шляпы и обувь. Женщины использовали их в качестве застежки на вороте, а также прикалывали с их помощью к поясу кошельки и платки. Появляются первые аграфы – так назывались пряжки и застежки в виде брошей, которые могли использоваться в самых разных местах одежды. Они украшались не просто узорами и тайными символами, на них появляются изображения цветов и животных, надписи, девизы и даже целые сценки из жизни, пока еще в основном религиозного содержания. Брошь-аграф часто выступала в качестве любовного символа, преподносимого даме. При этом на ней могло быть изображение цветов, стрел, замков, а также иных символов, подчеркивающих силу или нежность чувств дарителя.

Броши в период Ренессанса

С наступлением эпохи Возрождения броши как таковые на некоторое время отошли в сторону, уступив место подвескам – фактически, это были те же самые брошки, только не прикалываемые, а пришиваемые. Они исполнялись в виде гербов или сложных узоров с цветочными и животными мотивами, делались исключительно из благородных металлов и украшались различными драгоценными камнями. К 17-му веку, когда женская одежда усложнилась, потребовалось чем-то скреплять складки и драпировки. И броши вернулись в новом, ослепительном блеске. Теперь за ней обращались не к кузнецу или ремесленнику, а к ювелиру. Естественно, что в это время броши были уникальны, никто не налаживал их потоковое производство, все делалось на заказ.

Теперь она могла состоять из нескольких частей, например из крепящегося к одежде серебряного «банта» и множества подвесок с бриллиантами на нем. Броши, подчеркивавшие шею и декольте, были строго симметричны и поистине роскошны, так что стали верным источником дохода для ювелиров всех мастей. Броши-аграфы стали носить не только на одежде, но и на головных уборах и прямо в прическе. Это были порой очень сложные конструкции, представлявшие собой гирлянду цветов или венок из листьев. Броши-стомакеры имели большой размер и вытянутую форму и носились только на корсете, на животе. Конечно, они были отличным подарком, украшением, подчеркивающим не только богатство, но и красоту своего обладателя. Примерно с этого времени брошь становится почти исключительно женским украшением.

С появлением стиля ампир в изготовлении брошей начинают использоваться не только драгоценные камни, но и так называемые полудрагоценные и поделочные. Такие образцы ценились не из-за стоимости материалов, использованных в них, а за мастерство резчика. Появляются камеи и инталии – первая представляет собой брошь из камня с выпуклым изображением, а вторая – с углубленным. Чаще всего на камеях были изображены человеческие головы, как женские, так и мужские. Лаконичная прелесть была оценена во всем мире, но в особенности у английской и русской аристократии. Даже сегодня, если девушка или женщина хочет подчеркнуть свой хороший вкус и благородство облика, она выбирает броши в виде камей.

Броши в 19-м и 20-м веке

По мере развития ювелирного дела изменялись все виды украшений, в том числе и броши. В 19-м веке на смену броской роскоши приходит изящество линий и точность исполнения. В моду входят авторские броши – уникальные, созданные гением ювелира специально для конкретного случая или для конкретного человека. Конечно, и в предыдущие периоды броши отличались друг от друга, но количество возможных вариаций формы было строго ограничено. В 19-м веке пришло время свободы творчества. Броши становятся разными, как по размерам и форме, так и по оформлению и используемым материалам. Их носят люди всех сословий в качестве самостоятельного украшения или части целого гарнитура.

Поскольку именно в этот период естественные науки активно развивались, и интерес к ним в обществе был очень высок, ювелиры вносят в свои произведения новые мотивы. Именно тогда появляются броши-стрекозы, броши-бабочки, броши-жуки… Мир насекомых удивительно многообразен и дает простор для полета фантазии, так что было создано невероятное количество изделий в виде самых разных насекомых. Даже самого неприглядного в реальности жука ювелир мог превратить в прекрасное украшение в виде броши из золота и драгоценных камней. В основном использовались рубины, сапфиры, изумруды, топазы. До сих пор драгоценные стрекозы и блистающие разноцветными камнями бабочки остаются популярны у людей всех возрастов. Еще одна новинка, родившаяся именно в 19-м веке, это так называемые траурные броши, выполненные в черных или темных тонах и выступающие в качестве символа скорби.

20-й век добавил украшениям еще больше индивидуальности и необычности. Брошь получила право быть не только милой или роскошной, но и ироничной, забавной, эпатажной, шокирующей… На смену традиционным камню и металлу пришли кожа, пластик, стекло, дерево и так далее. Появляются такие разновидности брошей, как значки, например, или броши-браслеты. Мастера начали активно использовать новые материалы и смелые формы, используя брошь в качестве средства самовыражения. Так что она снова становится символичной, а не просто прекрасной, является отражением процессов, происходящих в обществе, политике, искусстве.

Современные броши

В современном мире интерес к брошам то угасает, то появляется снова. Сейчас — очередная волна популярности. Их создается великое множество. Это украшение можно носить в любое время года. Кроме того, броши – идеальный подарок, особенно, если вы хотите сделать сюрприз. Покупка не требует знания каких-либо размеров, а при выборе модели вы можете полагаться на свой вкус – для красивой вещи всегда найдется место в гардеробе, тем более, что брошь может нести в себе не только эстетическую, но и практическую функцию. Их носят во всех возрастах и с любыми нарядами.

Современная брошь отличается изяществом формы и оригинальностью, вычурные тяжелые формы вышли из моды. Избыток драгоценных камней также не всегда уместен, поэтому сплошь ими покрываются лишь небольшие броши, обычно не предназначенные для повседневной носки. Популярны растительные мотивы (цветы, веточки, венки), а также броши в форме насекомых (стрекоза, пчела) или животных (кошка, ящерица). Чем сложнее изделие по форме или нанесенному на нее узору, тем интереснее оно смотрится на одежде. Впрочем, броши лаконичных линий тоже не сдают позиций, особенно если предполагается их использование в качестве повседневного украшения.

Многие используют их в качестве застежек для болеро, платков и пелерин. Они хорошо смотрятся даже на сапогах и шляпах. Это украшение способно преображать одежду – делает скучное и унылое платье оригинальным и интересным. Вы можете удостовериться в этом, поселив на своем костюме забавного паучка с зеленым хризопразовым тельцем. Мы подобрали для вас броши, не отяжеленные чопорностью и изобилием деталей, но, в тоже время, не лишенные оригинальности. Так, например, фигурки рататуя и кота внесут задорные мотивы в деловой костюм или станут желанным подарком для ребенка. Все броши выполнены только из благородных металлов, поэтому их вид долго будет радовать глаз владелицы.